AMD122 (amd122) wrote,
AMD122
amd122

Над пропастью во ржи. Мысли вслух

«Думал я про тот пруд, в Центральном парке, у Южного выхода: замерзает он или нет, а если
замерзает, куда деваются утки? Я не мог себе представить, куда деваются
утки, когда пруд покрывается льдом и промерзает насквозь. Может быть,
подъезжает грузовик и увозит их куда-нибудь в зоопарк? А может, они просто улетают?»

(с) Холден Колфилд

 Никогда раньше не писал о книгах, мне вообще, если честно, довольно редко удаётся почитать, а тут, в отпуске, её богу, нагрянуло, читаю повести одну за другой.
Дж.С.
Когда под рукой нет ноутбука...

Но вдохновил меня на эту статью именно роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (“The Catcher in the Rye”).
Приступить к прочтению было не так уж просто, это требовало моральной подготовки. Ведь, как-никак, эта книга побудила некоторых сумасшедших к убийствам президента Рейгана и Джона Леннона (это я давным-давно в Википедии прочитал), была запрещена в нескольких странах, произведение-то бунтарское. Так что я немного боялся после прочтения угробить какого-нибудь кумира (хотя таковых у меня не имеется), боялся, что тронусь умом. И ведь тронулся! Поэтому особо впечатлительным я советую так же морально подготовиться или вовсе не читать сие произведение, в моём же случае, жизнь уже никогда не будет прежней… Но все эти беспокойства и опасения, с другой стороны, как раз и заставили меня прочитать роман. Да, запретный плод сладок!

Прочитал «Над пропастью во ржи» я на одном дыхании, и когда я говорю «на одном дыхании», я имею в виду, что прочитал книгу перед сном, полностью! В последний раз я читал так много и сразу, наверное, Гарри Поттера, лет так 15 назад!

  Роман читается действительно легко. На первых страницах я постоянно смеялся, но не над шутками, юмор там, признаться, такой… такой американский, хотя умора всё-таки периодически встречается. А смешно мне было от самого стиля написания, как будто писал рассказ не 30-летний Сэлинджер, а сам 16-летний Холден – главный герой романа, хотя, возможно, автор именно этого и добивался: постоянные повторения, отклонения от темы, числовые утрирования, забавные сравнения [(...)]"Но Стрэдлейтер все уговаривал ее, голос у него был, как у президента Линкольна, ужасно честный, искренний".

"С ней танцевать все равно что таскать по залу статую Свободы".
итд. Короче говоря, создаётся ощущение, что читаешь прямую речь. Если б эту книгу написал какой-нибудь Дядя Вася из Мухосранска, и она волшебным образом попала бы мне в руки, я закрыл бы её уже на десятой странице. Но предо мной был открыт признанный обществом литературный шедевр! Из-за него людей убивали! Я старался вникать в каждое слово, боясь что упущу какую-нибудь изюминку, из-за которой роман, в целом, и стал шедевром.

  А потом, ближе так к половине романа, сюжет начал приобретать серьёзный окрас, и я приуныл. Но не от книги, а от мыслей, на которые меня натолкнула эта книга. Я начал задумываться о первой более-менее серьёзной любви, об общежитии и своих соседях, о дерьмовости современного кино, религии, о том, действительно ли слово «изумительно» (“grand”) звучит пошло, и других бесполезностях, о которых рассказывал Холден.

  И вдруг мне стало жалко парня, которому обычно было жалко всех вокруг. А жалко его, потому что он, вопреки своему возрасту, рассуждает как 40-летний мужик, у которого дома четверо жрущих и срущих спиногрызов и жена стерва, а на убогой и давно надоевшей работе начальник-деспот. Может быть, Сэлинджер слегка перестарался?

  И вот создаётся ощущение, будто сижу я с этим Холденом Колфилдом за одним столом, скажем, в пабе, а он мне рассказывает о своём бесконечном плавании в пучине безнадёжности. Этакая исповедь мизантропа. Жалко его… А парню-то всего 16, разница у нас аж 6 лет…

[Отрывки.]“А я ненавижу. Господи, до чего я все это ненавижу. И не только школу. Все ненавижу. Ненавижу жить в Нью-Йорке. Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтоб выходил через заднюю площадку, ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу”.

  “Например, машины, как люди сходят с ума по машинам. Для них трагедия, если на их машине хоть малейшая царапина, а они вечно рассказывают, на сколько миль хватает галлона бензина, а как только купят новую машину, сейчас же начинают ломать голову, как бы им обменять ее на самую новейшую марку. А я даже старые машины не люблю. Понимаешь, мне не интересно. Лучше бы я себе завел лошадь, черт побери. В лошадях хоть есть что-то человеческое. С лошадью хоть поговорить можно”.

  “‑ Не в том дело. Вовсе не в том, ‑ говорит Салли. Я чувствовал, что начинаю ее ненавидеть. ‑ У нас уйма времени впереди, тогда все будет можно. Понимаешь, после того как ты окончишь университет и мы с тобой поженимся. Мы сможем поехать в тысячу чудных мест. А теперь ты...

  - Я говорю - нет, никуда мы не поедем, ни в какие "чудные места", когда я окончу университет и все такое. Ты слушай ушами! Все будет по-другому. Нам придется спускаться в лифте с чемоданами и кучей вещей. Нам придется звонить всем родственникам по телефону, прощаться, а потом посылать им открытки из всяких гостиниц. Я буду работать в какой-нибудь конторе, зарабатывать уйму денег, и ездить на работу в машине или в автобусах по Мэдисон-авеню, и читать газеты, и играть в бридж все вечера, и ходить в кино, смотреть дурацкие короткометражки, и рекламу боевиков, и кинохронику. Кинохронику. Ох, мать честная! Сначала какие-то скачки, потом дама разбивает бутылку над кораблем, потом шимпанзе в штанах едет на велосипеде. Нет, это все не то! Да ты все равно ни черта не понимаешь!


  Так в чём же секрет «Над пропастью во ржи»? Наверное в том, что она незаметно уводит читателя в дебри сознания и заставляет там копаться, копаться и ещё раз копаться. Для каждого читателя, вывод из книги будет уникальным: кто-то, как я уже говорил, был впечатлён до уровня убийства, а кто-то кардинально поменял свои взгляды на жизнь. Попадись мне эта книженция под руку лет в 16, я бы, наверное, тоже был бы сейчас другим человеком, более жизнерадостным что ли…

  А в целом, ничего сверхъестественного в книге, на первый взгляд, и нет. Обычный рассказ от обычного раздолбайского мальчика, мало ли сейчас таких? Уверен, кстати, что роман пойдёт даже у тех, кто читать совсем не любит. Книга действительно лёгкая и интересная!
Tags: книги, литература, роман
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 20 comments